30.11.2021 17:00
Фото:© president.gov.ua
Половину срока своего пребывания на посту президента Украины Владимир Зеленский решил отметить большой пресс-конференцией: отчитаться о проделанной работе и поставить задачи на перспективу. Получилось плохо. Но самого Зеленского я бы в этом не винил. Он всего лишь выполнил план своей пресс-службы
Бывшего комика, доигрывающего свою последнюю роль в жалком фарсе - пародии на шекспировскую трагедию, можно было бы обвинить в том, что он не умеет подбирать себе сотрудников — квалификация его министров, его советников и депутатов его фракции крайне низка. Но это проблема всех лидеров украинских политических команд. Будучи людьми изначально плохо подготовленными к деятельности политика, они подбирали окружение по уровню своего интеллекта.
Функция ближайших сотрудников заключалась не в том, чтобы дополнять шефа в вопросах, в которых он некомпетентен, разъясняя ему суть проблемы и предлагая реалистичные пути решения, а в том, чтобы хором убеждать его самого и окружающий мир в сверхкомпетентности очередного украинского «мессии».
За десятилетия негативного отбора все самостоятельно мыслящие, адекватно оценивающие обстановку, способные к принятию нестандартных решений люди были выдавлены из украинской политики, а в большинстве своём и из страны. Причём эмиграция мозгов началась задолго до 2014 года. В 2014 году она уже практически закончилась. То, что осталось в украинской политике, хоть во власти, хоть в оппозиции, способно иметь лишь одну мысль, которую «думать» всю жизнь.
{shortArticle:96801:Мусульмане требуют открыть для них молельные комнаты и продолжают избивать россиян (Михаил Делягин)}
Именно поэтому иные откровенничающие политики из бывшего окружения Януковича, вроде бы здраво оценивая причины своего проигрыша майдану, заявляют, что если бы время вернулось назад, и они вновь оказались бы в той же ситуации, то действовали бы так же. То есть даже зная, что данная тактика обречена на поражение, они органически не способны задуматься о другой. Точно так же и иные политтехнологи, всю жизнь окормлявшие не одного украинского президента, признавая, что принятая ими на заре украинской государственности концепция оказалась мертворождённой, продолжают с упорством, достойным лучшего применения, навязывать её разочарованному обществу. Они не могут себе представить, что проблемы, в которые при их активном участии была загнана Украина, можно (и нужно) решать в рамках иных (адекватных реальности) концепций.
Причём это мы ещё говорим об оставшихся «лучших из худших». Узок их кругозор, слишком далеки они от реальной действительности. Что уж говорить о тех, кто достался Зеленскому, само появление которого на украинском политическом пепелище стало убедительнейшим свидетельством страшного в своём трагикомизме конца так и не состоявшейся украинской государственности. Ошибка и вина Зеленского, за которую он когда-нибудь ответит, заключается не в неумелом подборе кадров, - подобрал что есть, - а в самом согласии играть роль президента.
Пресс-обслуге Зеленского, судя по всему, понравился формат больших пресс-конференций Путина. Это естественно - формат выигрышный. Можно продемонстрировать хорошую физическую форму президента (попробуйте пару часов подряд отвечать на самые неожиданные и непричёсанные вопросы), его компетентность, владение ситуацией, открытость к общению, близость к народу, быстроту реакции. Можно ответить сразу на все (или на большинство) накопившихся у общества вопросов, снять напряжение, разрешив возникшие кризисы, поставить задачи на ближайшее будущее, уточнить долгосрочную стратегию.
Но всё это может сделать только политик, реально обладающий недюжинным интеллектом, окружённый реально работающей и дополняющей его командой, реально контролирующий процессы, происходящие в стране и мире, реально способный решать вопросы, а не только задавать их. Не только Зеленский, любой его сменщик и любой его предшественник к числу таких политиков не относятся. В этом случае большой формат лишь обнажает слабости, демонстрирует уязвимости и увеличивает риски, которые хотели бы с его помощью снять.
Перед Зеленским стояло пять задач:
1. Убедить избирателей в том, что он выполняет предвыборные обещания;
2. Разъяснить свою позицию по резонансным скандалам, сотрясающим украинскую общественность;
3. Дезавуировать обвинения в нарушении Конституции;
4. Ответить бросившему ему вызов олигархическому консенсусу;
5. Продемонстрировать устойчивость команды и наличие сильной зарубежной поддержки.
Все эти задачи он провалил и не мог не провалить.
{shortArticle:96800:Лицедей против миллиардера: завершающий аккорд украинской драмы}
Формат информационного мероприятия должен соответствовать ведущему его человеку, органически вписываться в его характер. Общение с прессой должно быть естественным, давать цельную, непротиворечивую, завершённую картину мира. Критика отдельных недостатков затрудняется не морализаторством по поводу того, что критиковать можно, а что нельзя, а тем, что недостатки объясняются как неизбежное дополнение достоинств. (Например, снижение качества управления легко объясняется реформой системы, которая пока не завершена. Реформа всегда и во всех странах приводит к временному ухудшению состояния реформируемой отрасли, поскольку старый формат уже дезавуирован, а новый ещё не введён в действие окончательно.)
Зеленский же является самовлюблённым, эмоциональным, обидчивым нарциссом, катастрофически некомпетентным в вопросах государственного управления. Его формат - короткий афористичный ответ, скорее, уходящий в сторону, чем отвечающий на заранее подготовленный вопрос. Лучше пусть Ермак потом разъяснит, что имел в виду президент. Зеленский не является мастером экспромта. Даже имея максимальный объём выигрышной для него информации, он умудряется отвечать так, что лишь ухудшает свою позицию.
В результате вместо того, чтобы сконцентрировать внимание на главных, выигрышных для президента пунктах повестки, пресс-марафон превратился в полное амбициозных споров ничтожества с невежеством эклектичное собеседование об всём и ни о чём, из которого стало ясно, что:
Самое смешное во всей этой истории - ссылка на звукозапись заговора против Зеленского, которая, по информации американского журналиста Кристофера Миллера, полученной из Офиса президента, состоит в записи беседы трёх отставных (после 2014 года) украинских полицейских, никогда не имевших никакого отношения к Ахметову (самый известный из них, всегда жизнерадостный генерал-лейтенант Вася Грицак контролировал консорциум ЕДАПС и зарабатывал миллионы на замене документов украинских граждан), с каким-то якобы россиянином и якобы сотрудником ФСБ, которая произошла в Крыму.
{shortArticle:96782:Ядерное оружие России может быть развёрнуто под самым носом у США}
Из тех отрывков, которые были зачитаны американскому журналисту (надо понимать, сотрудники Зеленского подбирали те, что повыигрышнее), следует, что бывшие украинские полицейские говорили о том, что на Украине нарастает конфликт между Ахметовым и Зеленским, что у Ахметова хорошие шансы победить и устроить досрочные президентские выборы и что надо бы найти способ предложить Ахметову свои услуги. Очевидно, они не против вернуться на Украину и заняться привычным делом, но для этого надо попасть в чью-то обойму, вот они и присматривают себе хозяина.
Такие беседы (даже если они реально велись) могут быть неприятны Зеленскому, но никак не свидетельствуют о том, что Ахметов готовит переворот или что его к этому подстрекает Россия. В Москве действительно могут и даже должны интересоваться адекватной оценкой внутриполитической ситуации на Украине, перспективами разрешения очевидного кризиса власти Зеленского в ту или в иную сторону, должны продумывать сценарии действий на украинском направлении, как на случай победы Зеленского, так и на случай поражения, но Россия явно не планирует вмешиваться во внутриполитическую борьбу на Украине, просто потому что там нет политиков, способных стать для России достойным доверия партнёром.
А вот Ахметов и прочая оппозиция заявление Зеленского должны оценить по достоинству, поскольку им открытым текстом сказано, что любое несогласие с президентом, тем более высказанное публично, будет рассматриваться как государственная измена в интересах России и соответствующим образом караться. Зеленский оставляет им два пути: капитуляция или борьба за его досрочный уход.
Стоило ли ради этого шесть часов страдать, беседуя с нелюбимыми Шустером и Бутусовым?
Автор: Ростислав Ищенко